Проблемы подготовки и аттестации специалистов НК в высшей школе и системе дополнительного профессионального образования

В журнале “Технадзор” № 1-2 январь-февраль 2022 г. опубликована статья Сергея Быкова, директора ЧОУ ДПО «УАЦТД», председателя Государственной аттестационной комиссии ИрГУПС по специальности «Приборы, методы контроля качества и диагностика», к.т.н. и Кирилла Кузнецова, первого заместителя генерального директора АО «ИркутскНИИхиммаш», к.т.н. о Проблеме подготовки и аттестации специалистов НК в высшей школе и системе дополнительного профессионального образования.
____________________________________________

Сегодня в России появляются альтернативные системы аттестации (сертификации) специалистов НК, начинающие конкурировать с уже действующей многие годы и признанной профессиональным сообществом Единой системой оценки соответствия в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве. При этом проблемы в подготовке специалистов НК выходят, по нашему мнению, на первый план.

Первое, что отмечается при анализе студенческих выпускных работ по НК, – это отсутствие знаний нормативно-технической документации (НТД) и низкое методическое обеспечение тех разработок, которые представляются на защиту. Как правило, разрабатывается прибор или установка контроля без указания уровня чувствительности, требований к объекту, образцам для настройки, порядка проведения настройки, контроля и оценки качества. Возможно, что преподаватели вузов и студенты не в полной мере владеют нормативной и методической базой по методам НК и не очень хорошо знакомы с требованиями к выполнению контроля на производстве. В целом создается впечатление, что вузы не заинтересованы в дальнейшей трудовой деятельности выпускников, повышении их востребованности на рынке труда и обеспечении соответствия их профессиональных навыков требованиям производства.

Через систему дополнительного профессионального образования (ДПО) проходят сотни дефектоскопистов перед аттестацией и получением допуска к работе на объектах. В основном это претенденты с высшим или средним специальным техническим образованием. Исходя из имеющегося опыта и наблюдений, считаем необходимым совместить ДПО с данными видами образования на последних курсах обучения и в процессе производственной практики, тем самым повысив востребованность выпускников.

Такой опыт существует, например, в Братском государственном университете, где студенты целевой подготовки факультета энергетики и автоматики проходят производственную практику после 2-го и 3-го курсов в лабораториях НК на ТЭЦ ООО «Байкальская энергетическая компания», затем обучаются в аккредитованном учебном центре и аттестуются на 1-й уровень квалификации. После окончания университета…… (читать статью далее>>>)